Казни

Казни мира

Главная ] Содержание ] Криминальный хронограф ] Аферисты мира ] Аферы мира ] Кражи мира ] Казни мира ] Коррупция ] Криминальная география ] Криминальные казусы ] Криминальная мистика ] Легенды криминалитета ] Политика и криминал ] Убийства мира ] Уральская преступность ] Милицейские байки ] О сайте ]


  Вверх
Энциклопедия казней
Библейские казни
Казненные весельчаки
Самосуд
Казни животных
Мистика казней
Казни мертвых
Обезглавленные королевы
Казнь Марии Стюарт
Казненные по ошибке
Казни маньяков
Семейство палачей
Фашистские казни
Нюрнбергские казни
Палачки революции
Российские палачи
Знаменитые палачи
Последние палачи
За что казнили ведьм
Смертная казнь в США



 

Олег Логинов

Казнь Марии Стюарт

Мария Стюарт

Одной из самых известных казней женщин королевской крови стала казнь 44-летней шотландской королевы Марии Стюарт, обвиненной в соучастии в заговоре католиков против английской королевы Елизаветы, которая состоялась 8 февраля 1587 года в замке Фотерингейт.

Мария Стюарт осталась в истории благородной и трагической личностью. Складывается впечатление, что в Марии превалировала больше женщина, чем королева, в отличие от ее соперницы и двоюродной сестры Елизаветы.

Воспитывалась Мария при блистательном французском дворе. Она изучала языки и искусства, очаровывала окружающих декламацией латинских стихов, сочиненных ею самой. А в 14 лет сочеталась браком с дофином Франции. Спустя несколько месяцев после свадьбы вдруг оказался вакантным английский престол. Мария была его законной наследницей, так как происходила по прямой линии от короля Генриха VII. Но англичанам совсем не хотелось, чтобы ими правила какая-то пигалица, взращенная при враждебном французском дворе и исповедующая католичество, в то время как на Альбионе государственной религией стало протестантство. И они посадили на трон другую наследницу – Елизавету, дочь Генриха VIII.

Однако Мария продолжала выражать свое стремление править Англией. Под давлением французского короля она приняла герб Англии и соединила его с гербом Шотландии. Это не могло не вызвать конфронтацию с Елизаветой, которая своим правлением быстро завоевала авторитет в Англии.

Пока Мария Стюарт пребывала во Франции, в Шотландии произошла религиозная революция. Там тоже католическую веру сменила протестантская. После того как в 1560 году скончался король Франции и муж Марии Стюарт – Франциск II, вдове ничего не оставалось, как отправиться к себе на родину. Воспитанная на чужбине, Мария не питала к Шотландии особо теплых чувств. Она сравнивала бедность и дикость своей страны с воспоминаниями о пышности Парижа и праздности Лувра и эти сравнения навевали на нее грусть.

В Шотландии Марии Стюарт было скучно. И она позволила себе флирт с молодым дворянином из Дофине Шателаром. Воодушевленный этим Шателар проник к ней в спальню и спрятался под кроватью. Королева прогнала его и запретила показываться при дворе. Но Шателар не послушался и снова забрался к ней в опочивальню. На сей раз Мария приказала убить упрямого юнца. Спустя два дня Шателара приговорили к казни.

 

Между тем Мария Стюарт отказав в предложении руки и сердца шведскому и датскому королям, а также сыну испанского монарха, неожиданно «выскочила» замуж (по любви!) за лорда Дарнлея, отпрыска королевских домов Стюартов и Тюдоров. Однако уже через полгода супруги разочаровались друг в друге, и между ними произошел разлад. У каждого образовалась своя партия сторонников. Дарнлея особенно раздражал итальянский секретарь его супруги Давид Риччо, в котором Мария души не чаяла. И однажды он заявился с друзьями в покои королевы, чтобы разобраться с ним. Риччо цеплялся за юбку Марии Стюарт и кричал: «Государыня, я погиб! Спасите мне жизнь, государыня, спасите мне жизнь!». Но беременная королева не могла противостоять группе разгневанных мужчин. Те вырвали итальянца из ее рук, вывели его в приемную комнату, где прикончили, нанеся 56 ударов кинжалами и стилетами.

После этого от недавней любви между монаршими особами в Шотландии не осталось и следа. Она уступила место ненависти. Мария собрала своих сторонников и фактически выгнала Дарнлея из столицы. А потом завела себе любовника – графа Босуэла с репутацией разбойника. Они даже хотели пожениться, но понимали, что папа Римский вряд ли даст Марии Стюарт развод без веских оснований. Тогда любовники решились на злодеяние, Мария обманом завлекла Дарнлея в Эдинбург, а Босуэл убил его.

В полночь 9 февраля Босуэл со своими людьми проник в дом, где остановился король. Дарнлей пытался спастись бегством, но его схватили и задушили. А потом взорвали бочку с порохом в его покоях, чтобы скрыть свое злодеяние. Однако, очевидцы, обнаружившие труп короля в саду, сразу поняли, что тот был убит не взрывом. На его теле не было ни ожогов, ни следов пороха.

Мария Стюарт не сделала ничего, чтобы доказать свою невиновность в смерти мужа, а напротив вскоре сочеталась браком с Босуэлом, которого все считали убийцей Дарнлея. Этот брак настроил против нее шотландцев, которые подняли восстание против Марии Стюарт и Босуэла. Королева была схвачена восставшими лордами, а Бэсуэл бежал и сделался пиратом. У норвежских берегов он попал в руки датчан и закончил свои дни в тюрьме города Мальме.

А Марию Стюарт лорды заключили в замке Лохлевен, где она подписала отречение от престола в пользу своего сына Якова VI. Однако через некоторое время Марии удалось ускользнуть от опеки лордов. Она собрала армию, но была разбита, после чего бежала в Англию, надеясь найти убежище у королевы Елизаветы.

Елизавета дала убежище своей двоюродной сестре, но фактически держала ее в почетном плену. Марии был оставлен небольшой двор, который она содержала за свои деньги, но фактически, лишившись какой-либо власти, она чувствовала себя в тюрьме. Ее сын Яков VI, ставший шотландским королем, фактически отказался от нее, заявив: «Пусть моя мать подавится тем пивом, которое сама наварила». И вероятно, он имел право на эту резкость, поскольку мать со своим любовником убила его отца (Однако, став королем Англии, Яков воздал своей матери королевские почести, перезахоронив ее останки в усыпальницу английских монархов).

Между тем спустя 19 лет довольно скромной и безрадостной жизни в Англии, Мария Стюарт пустилась еще в одну авантюру. Она поддержала заговор Бабингтона, планировавшего убийство Елизаветы I и высадку испанцев в Англии. Однако заговор был раскрыт, и переписка Бабингтона попала в руки английской королевы. Письма Марии Стюарт стали неопровержимыми уликами против нее. На суде ей припомнили все. Мария Стюарт обвинялась в соучастии в убийстве своего второго мужа, лорда Дарнлея, и в причастности к целой серии заговоров против Елизаветы I.

Но, тем не менее, Елизавета с огромным трудом решилась на подписание смертного приговора своей двоюродной сестре. Она ждала от Марии просьбы о помиловании, но тщетно. А потому из соображений безопасности государства и сохранения протестантской религии решилась на казнь Марии Стюарт.

 

Саму казнь, состоявшуюся в 8 февраля 1587 года в замке Фотерингейт, блестяще описал Стефан Цвейг:

Мария Стюарт облачается к собственной казни

«Великолепный, праздничный наряд выбирает она для своего последнего выхода, самое строгое и изысканное платье из темно-коричневого бархата, отделанное куньим мехом, со стоячим белым воротником и пышно ниспадающими рукавами. Черный шелковый плащ обрамляет это гордое великолепие, а тяжелый шлейф так длинен, что Мелвил, ее гофмейстер, должен почтительно его поддерживать. Снежно-белое вдовье покрывало овевает ее с головы до ног. Омофоры искусной работы и драгоценные четки заменяют ей светские украшения, белые сафьяновые башмачки ступают так неслышно, что звук ее шагов не нарушит бездыханную тишину в тот миг, когда она направится к эшафоту. Королева сама вынула из заветного ларя носовой платок, которым ей завяжут глаза, - прозрачное облачко тончайшего батиста, отделанное золотой каемкой, должно быть, ее собственной работы. Каждая пряжка на ее платье выбрана с величайшим смыслом, каждая мелочь настроена на общее музыкальное звучание; предусмотрено и то, что ей придется на глазах у чужих мужчин скинуть перед плахой это темное великолепие. В предвидении последней кровавой минуты Мария Стюарт надела исподнее платье пунцового шелка и приказала изготовить длинные, по локоть, огненного цвета перчатки, чтобы кровь, брызнувшая из-под топора, не так резко выделялась на ее одеянии. Никогда еще осужденная на смерть узница не готовилась к казни с таким изощренным искусством и сознанием своего величия.

В восемь утра стучатся в дверь. Мария Стюарт не отвечает, она все еще стоит, преклонив колена, перед аналоем и читает отходную. Только кончив, поднимается она с колен, и на вторичный стук дверь открывают. Входит шериф с белым жезлом в руке - скоро его преломят - и говорит почтительно, с глубоким поклоном; «Madame, меня прислали лорды, вас ждут». «Пойдемте», - говорит Мария Стюарт и готовится к выходу…

…С гордо поднятой головой она всходит на обе ступеньки эшафота. Так пятнадцати лет всходила она на трон Франции, так всходила на алтарные ступени в Реймсе. Так взошла бы она и на английский трон, если бы ее судьбой управляли другие звезды…

…В средневековье много жестокости и насилия, но бездушным его не назовешь. В иных его обычаях отразилось такое глубокое сознание собственной бесчеловечности, какое недоступно нашему времени. В каждой казни, сколь бы зверской она ни была, посреди всех ужасов нет-нет да и мелькнет проблеск человеческого величия; так, прежде чем коснуться жертвы, чтобы убить или подвергнуть ее истязаниям, палач должен был просить у нее прощения за свое преступление против ее живой плоти. И сейчас палач и его подручный, скрытые под масками, склоняют колена перед Марией Стюарт и просят у нее прощения за то, что вынуждены уготовить ей смерть. И Мария Стюарт отвечает им: «Прощаю вам от всего сердца, ибо в смерти вижу я разрешение всех моих земных мук». И только тогда палач с подручным принимаются за приготовления…

А теперь ей осталось немногое: уронить голову на колоду, которую она обвивает руками, как возлюбленная загробного жениха. До последней минуты верна Мария Стюарт королевскому величию. Ни в одном движении, ни в одном слове ее не проглядывает страх. Дочь Тюдоров, Стюартов и Гизов приготовилась достойно умереть. Но что значит все человеческое достоинство и все наследованное и благоприобретенное самообладание перед лицом того чудовищного, что неотъемлемо от всякого убийства! Никогда - и в этом лгут все книги и реляции - казнь человеческого существа не может представлять собой чего-то романтически чистого и возвышенного. Смерть под секирой палача остается в любом случае страшным, омерзительным зрелищем, гнусной бойней. Сперва палач дал промах; первый его удар пришелся не по шее, а глухо стукнул по затылку - сдавленное хрипение, глухие стоны вырываются у страдалицы. Второй удар глубоко рассек шею, фонтаном брызнула кровь. И только третий удар отделил голову от туловища. И еще одна страшная подробность: когда палач хватает голову за волосы, чтобы показать ее зрителям, рука его удерживает только парик. Голова вываливается и, вся в крови, с грохотом, точно кегельный тиар, катится по деревянному настилу.

Казнь шотландской королевы Марии Стюарт

 

Когда же палач вторично наклоняется и высоко ее поднимает, все глядят в оцепенении: перед ними призрачное видение - стриженая седая голова старой женщины. На минуту ужас сковывает зрителей, все затаили дыхание, никто не проронит ни слова. И только попик из Питерсбороу, наконец, опомнившись, хрипло восклицает: «Да здравствует королева!»

Голова Марии Стюарт
 

Недвижным, мутным взором смотрит незнакомая восковая голова на дворян, которые, случись жребию вынуться иначе, были бы ей покорнейшими слугами и примерными подданными. Еще с четверть часа конвульсивно вздрагивают губы, нечеловеческим усилием подавившие страх земной твари; скрежещут стиснутые зубы. Щадя чувства зрителей, на обезглавленное тело и на голову Медузы поспешно набрасывают черное сукно. Среди мертвого молчания слуги торопятся унести свою мрачную ношу, но тут неожиданное происшествие рассеивает охвативший всех суеверный ужас. Ибо в ту минуту, когда палачи поднимают окровавленный труп, чтобы отнести в соседнюю комнату, где его набальзамируют, - под складками одежды что-то шевелится. Никем не замеченная любимая собачка королевы увязалась за нею и, словно страшась за судьбу, своей госпожи, тесно к ней прильнула. Теперь она выскочила, залитая еще не просохшей кровью. Собачка лает, кусается, визжит, огрызается и не хочет отойти от трупа. Тщетно пытаются палачи оторвать ее насильно. Она не дается в руки, не дается на уговоры, ожесточенно бросается на огромных черных извергов, которые так больно обожгли ее кровью возлюбленной госпожи. С большей страстью, чем родной сын, чем тысячи подданных, присягавших ей на верность, борется крошечное создание за свою госпожу».

   




 



Назад Далее

В начало страницы


Все права защищены. Copyright © А. Захаров, О. Логинов 2012-2016.  Последнее обновление: 24 января 2016 г.
При любом использовании материалов сайта или их части в сети Интернет обязательно указание автора, а также активная незакрытая для индексирования гиперссылка на www.all-crime.ru. 
Воспроизведение материала сайта или любой его части в печатных изданиях возможно только с разрешения автора.
Адрес электронной почты: admin@all-crime.ru.


Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика